Форум
Персональная тема
(1 чел.) (1) гость
ТЕМА: Персональная тема
Персональная тема 07.04.2013 16:27 #1
Оласть научных интересов
Социология образования и социология знания: разработка социологической концепции образования, которая могла бы стать базисом для создания эффективных действенных образовательных моделей. Научный интерес концентрируется вокруг следующих понятий: знание (научное/ненаучное, априорное/апостериорное, явное/неявное и др.), куррикулум, официальная учебная программа, скрытая учебная программа, образовательное пространство учебного заведения, идентификационные и коммуникационные практики в образовании, социально-педагогические технологии, педагогические практики и педагогический дискурс, когнитивное развитие, когнитивный код (ограниченный и развитый). Краткий рассказ о научной работе Лозунг: "Изменение общества через изменение образования". Ни для кого не секрет, что современное украинское общество сегодня находится в состоянии кризиса. При этом, когда говорится о кризисе, часто имеется в виду не только (и не столько) экономический кризис, а кризис человеческих отношений, ценностный, духовно-нравственный кризис. Я твердо убеждена в том, что изменение общества к лучшему не зависит целиком и полностью от устранения экономических проблем. Академик РАН Осипов Г. В. в одном из своих публичных выступлений подчеркивает, что в современном постсоветском научном мышлении продолжает доминировать экономико-центристский подход и настаивает на том, что оценка развития общества на основе «только лишь размера внутреннего валового продукта» представляется некорректной. Полностью поддерживаю суждение этого ученого. Для выведения общества из кризиса, изменения его к лучшему, необходимо ликвидировать «разруху в головах». Речь идет, прежде всего, о смене ценностей, изменении ценностного сознания. Полностью отдаю себе отчет в сложности и долгосрочности данного процесса. Тем не менее, считаю, что когда-то он должен быть начат. Убеждена, что образование здесь играет первостепенную роль.Образовательный процесс – это не просто процесс передачи знаний, это, прежде всего, процесс становления полноценной личности, созревания тех социально значимых качеств индивида, которые становятся основой здоровых социальных отношений, здорового общества. Именно поэтому современное образование требует кардинальных изменений. Казалось бы, что в этом отношении делается сегодня много. У нас чуть ли не каждый год в образовании (либо отдельных его подсистемах) что-то «реформируется» и «модернизируется». Однако ощутимых положительных результатов пока что не видно (если не сказать хуже). Возможно, основная причина безуспешности предпринимаемых мер в отношении образования кроется в их недостаточной научной обоснованности. Отсутствует целостное научное видение процессов, происходящих в сфере образования, ощущается недостаток глубокой проработки актуальных проблем отечественного образования на теоретико-методологическом, концептуальном уровне. Считаю, что формированию такого видения как нельзя лучше могло бы способствовать развитие социологической теории образования. Именно в области социологического знания, в частности, посредством такой его отрасли как социология образования, возможно обеспечение взаимодействия всех дисциплин, изучающих те или иные аспекты образования, создание для этих дисциплин общих ориентиров определения границ изучаемых явлений и принципиальных связей внутри них. Социология располагает всем необходимым для разработки таких концепций, которые могли бы стать базисом для создания эффективных действенных образовательных моделей. Разработке одной из таких концепций я решила посвятить свою научную деятельность. При этом мой научный интерес концентрируется вокруг двух основных понятиях: «знание» и «учебная программа». Для того, чтобы изменить общество необходимо сначала вывести из кризиса систему образования. Этот кризис, связанный с несоответствием результатов образовательного процесса требованиям и ожиданиям каждого индивида и общества в целом, с нашей точки зрения, можно рассматривать как результат фундаментальной несовместимости того знания, которые содержат в себе современные учебные программы и знания, которое, действительно, необходимо выпускникам учебных заведений для успешной самореализации за их стенами. Причем, мы считаем, что одними лишь изменениями официальной учебной программы (субъектом и инициатором которых является государство) невозможно повысить качество образования. Более того, официальная образовательная программа может быть не развивающей, а ограничивающей, не гуманитарно-направленной, а не-гуманитарной или даже антигуманитарной. В связи с этим мы обращаем внимание на, так называемую, скрытую учебную программу. Невозможно изменить образование, не обращаясь к управлению латентными, неочевидными, скрытыми от всеобщего обозрения процессами, от которых во многом зависит качество образования. Ведь каждое учебное заведение имеет особую культурно-образовательную среду, которая транслирует нормы и ценности и особые культурные смыслы, установки на понимание социальной реальности. Особенность процесса трансляции норм и ценностей заключается в том, что это ? латентный процесс. И чем более незаметно, ненавязчиво и естественно он протекает, тем выше его результативность. Области применения Разрабатываемая "социологическая концепция куррикулума" может послужить теоретико-методологической платформой для взаимодействия всех дисциплин, изучающих те или иные аспекты образования (педагогики, психологии, философии и др.) с единой целью выведения отечественной системы образования (а вместе с тем и всего общества) из затяжного кризиса. Защищенные диссертации 2008. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.04 – специальные и отраслевые социологии на тему: "Образование как фактор социально-классовой идентификации и дифференциации" Избранные пубикации (всего 58) 1. Роль вуза в формировании жизненных стратегий студентов // Вчені записки ХГУ “НУА”. – Харків, 2011. – Т.17. – C. 125-131. 2. Образование и социальный контроль // Молодь в умовах нової соціальної перспективи : матеріали ХІІІ міжнар. наук.-практ. конф. (м. Житомир, 24-25 бер. 2011 р.) / Житомир. екон.-гуманіт. ін-т Ун-ту "Україна" [та ін. ; редкол.: Бебік В.М. та ін.]. - Житомир, 2011. – C. 288–290. 3.Язык как средство социальной интеграции и дифференциации // Вісник одеського національного університету. ? Том 16. Вип.10 [Соціологія та політичні науки]. – 2001.- С. 336-341. 4. Понятие скрытой учебной программы: актуализация и концептуализация в проблемном поле социологии образования // Вістник Харківського національного університету імени В.Н. Каразіна. Серія: «Соціологічні дослідження сучасного суспільства». ? №993. Вип. 29. – С.176-180. 5. Педагогический дискурс как ресурс достижения высокого качества образования // Материалы Международной научно-практической конференции «Преподаватель как субъект и объект образовательного процесса. Век ХХI», ХГУ «НУА»,1 февраля 2012 г.? С. 74?79. 6. Образовательное пространство вуза как пространство отношений и идентичностей // Молодь в умовах нової соціальної перспективи. Збірка наукових праць. – Київ : вид-во НПУ імені М.П. Драгоманова, 2012. ? Вип. 14, Ч. І. ? C. 448-455. 7. Освітній простір вищого навчального закладу: особливості організації з позиції соціології // Вісник Львівського національного університету. Серія соціологічна. –Вип. VI. – 2012. – 325 с. ? С. 73 ? 80. 8. Изменение общества через изменение образования // Придністровські соціально-гуманітарні читання: Матеріали Бердянської сесії І всеукраїнської науково-практичної конференції з міжнародною участю (м. Бердянськ, 22 вересня 2012 р.): у 5-ти частинах. – Д.: ТОВ «Інновація», 2012. – ч. 2. С. 90-92. 9. Возможности когнитивного подхода в изучении процесса воспроизводства социального неравенства посредством института образования (на примере основных положений теории Б. Бернстайна) // Проблеми розвитку соціологічної теорії: матеріали VІІІ Всеукр. наук.-практ. конф. «Проблеми розвитку соціологічної теорії: сучасна соціологічна теорія і пострадянські трансформації», (м. Киів) / Київ. Нац. Ун-т ім. Т. Шевченко [та ін. ; під заг. Ред.. Судакова В. І., Куценко О. Д.]. – К.: Логос, 2012. – С. 168-176. |
|
Изменено: 09.04.2013 07:22 от nechit.
|